Оптимизация сайта, поисковая оптимизация, SEO или СЕО-оптимизация (от англ. SEO — Search Engine Optimization) — комплекс работ для улучшения позиций веб-ресурса в результатах органической выдачи поисковых систем и привлечения целевого поискового трафика.
Цели поисковой оптимизации
- Приведение технического состояния сайта в соответствии с требованиями поисковых систем.
- Сбор максимально полного семантического ядра для ресурса и работа над улучшением видимости сайта по ключевым запросам.
- Индексация как можно большего числа значимых страниц сайта поисковиками.
- Попадание ресурса в ТОП-10 (в идеальном случае – ТОП1 – 3) органической выдачи по конверсионным ключевым фразам в регионе продвижения.
- Увеличение поискового трафика на целевые разделы сайта, работа над повышением его конверсии.
Этапы поисковой оптимизации
Разумно привлекать SEO-специалиста на этапе проектирования нового сайта. Тогда его структура будет соответствовать потребностям пользователей и позволит привлечь большое количество переходов из поисковых систем.
Если предстоит работа над уже существующим ресурсом, оптимизация сайта предваряется обязательным аудитом, в котором содержится список SEO-задач и план их реализации.
Перед началом работ необходимо утвердить стратегию SEO-продвижения, определить KPI и сроки их достижения.
Работы по поисковому продвижению начинаются с внутренней оптимизации. Если говорить о новом ресурсе, со 2 – 3 месяца постепенно прибавляются задачи по внешней оптимизации. На сайте с историей работы по внутренней и внешней оптимизации ведутся параллельно.
Краткий перечень работ такой.
On-page (внутренняя) оптимизация:
- Сбор и кластеризация семантического ядра.
- Распределение ключевых запросов по страницам, рекомендации по улучшению структуры сайта в соответствии с семантическим ядром.
- Подключение систем аналитики: Яндекс.Метрика, Google Аналитика.
- Добавление сайта в Яндекс.Вебмастер и Google Search Console.
- Формирование и редактирование файлов robots.txt и sitemap.xml.
- Работа с метатегами – заполнение, редактирование, создание шаблонов: title, description, alt, h1 – h4.
- Аудит, редактирование и создание контента (тексты, изображения, видео). ТЗ копирайтерам формируется на основе кластеризованного семантического ядра (на каждый кластер своя посадочная страница) с учетом LSI-фраз, приемку и редактирование.
- Технический аудит, валидация и исправление ошибок кода.
- Увеличение скорости загрузки сайта.
- Обеспечение кроссбраузерности ресурса и адаптация его под мобильные устройства.
- Внедрение семантической разметки и микроформатов.
- Оптимизация юзабилити на основе данных систем аналитики и анализа конкурентов.
- Внедрение внутренней перелинковки как важного юзабилити-фактора. Кроме того, внутренние ссылки увеличивают вес продвигаемых продуктовых страниц, направляя на них трафик с информационных, которые продвигаются по низкочастотным запросам.
- Поиск и устранение битых ссылок на сайте и дублей страниц в индексе.
- Оптимизация под голосовой поиск.
- Работа с данными систем аналитики и корректировка стратегии продвижения.
- Работа с рекомендациями по улучшению сайта в Яндекс.Вебмастере и Google Search Console.
- Анализ конкурентов в SERP.
Внешняя оптимизация сайта:
- Регистрация ресурса в отраслевых тематических каталогах, на трастовых порталах.
- Регистрация и заполнение профиля в Яндекс.Справочнике и Google Мой Бизнес. Это поможет найти компанию на Яндекс и Google картах и даст приоритет в выдаче колдунщиков.
- Участие сайта во всех возможных сервисах поисковых систем (Яндекс.Дзен, Яндекс.Маркет, Яндекс.Знатоки, Google Merchant Center).
- Анализ ссылочного профиля конкурентов.
- Наращивание естественных ссылок при помощи крауд-маркетинга, гостевых статей, экспертных материалов на трастовых площадках.
Цветовое деление SEO-оптимизации
В соответствии с приемами, применяемыми в процессе продвижения сайта, оптимизацию делят на белую, серую и черную.
Белая оптимизация
Белое сео предполагает использование методов оптимизации, которые одобряются поисковыми системами. В основе – работа над повышением качества сайта, улучшением его контента и юзабилити, направленность на решение задачи пользователя. Белые методы включают выполнение рекомендаций поисковиков, увеличение ссылочной массы естественными методами, работу по повышению узнаваемости бренда в сети.
Современное SEO невозможно без взаимодействия с другими областями интернет-маркетинга: контекстной рекламой, контент-маркетингом, SERM, SMM. Важная часть работы оптимизатора – постоянное самообразование, внедрение новых методов оптимизации, анализ изменений алгоритмов поисковых систем.
Серые методы продвижения
К серым методам можно отнести:
- простановка большого количества обратных ссылок с помощью бирж без ссылочной стратегии;
- использование сайтов-сателлитов;
- накрутка поведенческих факторов вручную или с помощью сервисов;
- покупка отзывов и постов на форумах с упоминанием бренда;
- использование на сайте текстов с большой плотностью ключевых слов.
Серые методы продвижения могут привести к фильтрам поисковых систем.
Черные методы в SEO
Черное сео – это манипулирование поисковыми системами с целью продвижения ресурса в ТОП выдачи. PBN-сетки, дорвеи, скрытый текст, клоакинг, массовая закупка ссылок широко использовались оптимизаторами в начале 2000-х годов. Сейчас это может дать кратковременный эффект, но с повышением качества поисковых алгоритмов неизбежно ведет к санкциям и бану.