Топ поисковой системы (от англ. top — «верх») — список отранжированных документов/страниц по определенному поисковому запросу. Начинается с самого первого результата и заканчивающийся произвольным числом.
Обычно в SEO рассматривают топ-3, топ-5, топ-10 и топ-20 сайтов.
Чем выше сайт в топе поисковой выдачи, тем заметнее он для целевых пользователей.
Поисковые системы
Каждая поисковая система использует собственные алгоритмы ранжирования, с помощью которых оценивает качество сайтов и их релевантность запросам пользователей. Эти алгоритмы работают по схожим принципам, однако факторы ранжирования различаются. Поэтому топ выдачи по одному и тому же запросу будет разным в зависимости от поисковика.
Например, возьмем запрос «что такое seo». Топ в Google будет выглядеть так:
В «Яндексе» — так:
В топах «Гугла» и «Яндекса» мы видим разные ресурсы. Однако первую позицию занимает один и тот же сайт — это говорит о том, что данная страница наиболее релевантна поисковому запросу и отвечает требованиям обеих поисковых систем.
Региональность
Выдача также зависит от региона, в котором находится пользователь. Например, если пользователь из Новосибирска вбивает в поиск запрос «купить газовую плиту», то поисковик первым делом покажет ему сайты магазинов из этого города.
Тип устройства
Если пользователь ищет информацию с мобильного устройства, поисковик среди релевантных сайтов выберет в первую очередь те, у которых есть мобильные версии, или ресурсы с адаптивной версткой. Поэтому топ выдачи на десктопе может значительно отличаться от топа на мобильных устройствах.
Персональные интересы пользователя
Яндекс строит топ выдачи также с учетом предпочтений каждого пользователя. Персональные ответы формируются на основе анализа поискового поведения пользователя. Функция персонального поиска включается и выключается пользователем самостоятельно.
Первые позиции в поисковой выдаче дают сайту хороший трафик. Кроме трафика, сайт также получает доверие пользователей, так как высокие позиции свидетельствуют об авторитетности и релевантности ресурса.
Основная цель для любого сайта — войти в топ-10, что означает появиться среди результатов на первой странице выдачи.
Иногда бывает, что сайт в топе, а посетителей нет (или их немного). Причиной этому могут быть спецэлементы выдачи. Их же называют «колдунщиками».
Спецэлементы — это функциональные блоки разного формата, которые размещаются в самом верху страницы с результатами поиска. Эти блоки призваны упростить пользователю поиск информации, дать быстрый и релевантный ответ.
Так может выглядеть спецэлемент в «Яндексе»:
А вот пример из Google:
По данным разных исследований, если на странице выдачи показывается готовый ответ в спецэлементе, кликабельность первой позиции в органике (топ-10) теряет от 6 до 30%.
Сниппеты
Даже находясь на первой-третьей строчке выдачи, сайт может получать меньше переходов, чем его конкурент с более низкой позиции. Причина — непривлекательный сниппет.
Как правило, информативные расширенные сниппеты получают больше кликов за счет релевантного заголовка и понятного описания, уточняющих быстрых ссылок, добавления контактной информации, рейтинга и других элементов, привлекающих внимание.
Чтобы занимать высокие позиции в поисковой выдаче, нужно провести комплекс работ по оптимизации сайта.
Основная статья: Оптимизация сайта
Бесплатная профессиональная настройка вашей рекламной кампании. Идеально для предпринимателей.