Результаты поиска или SERP (Search Engine Results Page) — страница поисковой системы cо списком ссылок, выданная на поисковый запрос пользователя. Ссылки на документы ранжируются в порядке убывания релевантности ответа на запрос.
Различия в поисковой выдаче
Принципы ранжирования определяются поисковыми алгоритмами.
- Поисковая выдача по одному ключевому запросу в одном и том же регионе может отличаться в различных поисковых системах. Это объясняется различиями в работе поисковых алгоритмов.
- Выдача персонализирована. Это значит, что у разных пользователей из одного региона список ссылок на идентичный поисковый запрос может различаться. Поисковики учитывают историю поиска и стараются предлагать наиболее релевантные ответы для каждого.
- SERP зависит от региона, из которого задан запрос. Он определяется автоматически по IP-адресу, в «Яндексе» можно задать регион вручную. Поисковые запросы, по которым выдача обусловлена местонахождением пользователя, называются геозависимыми.
- Выдача может различаться у одного пользователя на десктопных и мобильных устройствах.
Содержание поисковой выдачи
Пример поисковой выдачи «Яндекса»
Страница поисковой выдачи содержит следующие элементы:
- Список ссылок на документы, соответствующие запросу пользователя. Это основной элемент выдачи — органический поисковый результат (органика).
- Контекстную рекламу: блок спецразмещения над органическим результатом и блок гарантированных показов под ним.
- Контекстно-медийные баннеры справа от органической выдачи.
- Ссылки на следующие страницы выдачи поисковой системы. Каждая страница содержит список из десяти ссылок органического поискового результата. Самые высокие позиции ссылок в поисковой выдаче называют топом. Первая страница поисковой выдачи — топ-10, вторая — топ-20 и т. д.
- Спецэлементы выдачи. Сейчас их называют колдунщиками, раньше это название относилось только к спецэлементам выдачи «Яндекса». Примеры колдунщиков в «Яндексе»: все объявления «Яндекс.Директа», карусель «Яндекс.Видео» и «Яндекс.Картинок», информация о компании из «Яндекс.Справочника» и «Яндекс.Карт». Примеры колдунщиков в Google: Google local (информация с Google maps), featured snippet (короткий ответ над результатами выдачи), товарный колдунщик в шапке. ПС позиционируют спецэлементы как помощь пользователю, который находит ответ прямо в выдаче, не переходя по результатам поиска.
Что влияет на результаты поиска
- Изменение и появление новых алгоритмов поисковых систем. Например, алгоритм «Многорукий бандит» от «Яндекса» подмешивает в выдачу молодые сайты, оценивает поведение пользователей и оставляет в топе документы, которые показали хорошие поведенческие метрики.
- Апдейты поисковой выдачи.
- Качество страниц в индексе. Сайтам, определяемым как СДЛ, при ранжировании поисковыми системами отдается большее предпочтение.
- Изменение конкуренции по запросу.
Особенности мобильной поисковой выдачи
Google
Поисковик учитывает адаптированность сайта под мобильные устройства как фактор ранжирования с 2015 года, когда была запущена первая версия алгоритма Mobile Friendly.
С июля 2018 года вступил в силу алгоритм Mobile-first indexing. Теперь Google не разделяет индекс на мобильный и десктопный, а отдает приоритет в ранжировании сайтам, оптимизированным под мобильные устройства. Важнейшими факторами ранжирования в связи с этим стали скорость загрузки страниц и адаптивный дизайн. Кроме того, поисковик понижает в выдаче сайты, использующие pop-up окна, которые закрывают основной контент страницы.
Алгоритм внедряется постепенно. Веб-мастеру придет сообщение на почту и в Google Search Console, когда к его сайту начнет применяться новый принцип ранжирования.
Проверить, оптимизирован ли сайт под мобильные устройства, можно в сервисе Mobile-friendly.
Проверить скорость загрузки страниц на десктопе и мобильных устройствах и исправить ошибки можно в Google PageSpeed Insights.
«Яндекс»
В феврале 2016 года поисковик запустил алгоритм «Владивосток», который повышает ранжирование оптимизированных под мобильные устройства сайтов.
Требования к ресурсам схожи с Google:
- дизайн, адаптированный под экран мобильного устройства;
- отсутствие элементов, которые не могут воспроизвести современные мобильные браузеры (flash, Java-апплетов и Silverlight-плагинов).
По состоянию на 2018 г. «Яндекс» не объявлял о слиянии мобильного и десктопного индексов, поэтому выдача различается на разных типах устройств.
Проверить оптимизацию сайта под мобильные устройства можно в соответствующем разделе «Яндекс.Вебмастера».
Поисковые системы позаботились о технологиях, повышающих скорость загрузки контента для мобильных пользователей. Это AMP-страницы от Google и «Турбо-страницы» от «Яндекса».
Самый популярный способ оптимизации под мобильные устройства в Рунете — адаптивная (респонсивная) верстка, сайты с отдельной мобильной версией на поддомене вида m.site.com уходят в прошлое.