Колдунщики (SERP Features) — спецэлементы выдачи поисковых систем. Их функция — дать точный ответ на поисковый запрос пользователя непосредственно на странице поисковой выдачи, чтобы избавить его от поиска информации по ссылкам.
Раньше термин относился только к спецэлементам «Яндекса», сейчас его используют как общее название для двух поисковых систем.
Короткий исчерпывающий ответ на информационный запрос пользователя (FAQ, how-to, рецепты, рейтинги и т. д.). Показывается над результатами выдачи («нулевой результат»). После ответа дается ссылка на сайт, с которого поисковик взял информацию. В Google этот блок наблюдается чаще и имеет более расширенный вид, чем в «Яндексе»: может включать картинки, списки, видео. Причем медиа подтягивается в featured snippet необязательно с того же сайта, откуда взят текст.
Включить запрос в заголовок статьи, дать лаконичный четкий ответ на вопрос и опубликовать его как можно выше в тексте. Контент нужно разметить при помощи Schema.org, изображения оптимизировать для поисковика. Страница должна быть в топ-10 органической выдачи по данному запросу.
Ответ на популярный запрос пользователя над результатами выдачи, как и в предыдущем случае: определение термина, числовое значение, калькулятор, аудиоплеер и т. п. Отличие в том, что в ответе нет ссылки на сайт — ПС берут данные из своих баз или баз партнеров, поэтому в разрезе поисковой оптимизации элемент интереса не представляет.
Примеры запросов: «погода», «переводчик», «курс валют», «точное время».
Эти колдунщики показываются по коммерческим локальным поисковым запросам, например: «лор метро менделеевская», «салон красоты таганская», «багетная мастерская иваново». Спецэлемент представляет собой карту с отмеченными на ней точками организаций, область карты ограничена запросом (район, метро, улица и т. п.). Информация берется из «Яндекс.Карт» и Google maps. В «Яндексе» под картой расположена карусель, в которой может быть показано до 10 организаций. В Google — 3 адреса списком и ссылка «Другие места», ведущая на Google maps.
Добавить компанию в «Яндекс.Справочник» и Google «Мой бизнес», максимально подробно заполнить профиль организации для привлекательного представления в результатах по запросу. В «Яндексе» при заполненности профиля более, чем на 90%, рядом с названием компании будет отображаться значок «Информация подтверждена владельцем».
Расширенный блок в верхней части выдачи. Показывается по информационным запросам справочного характера, например: названия фильмов и шоу, имена известных людей, бренды и т. п. Данные берутся из собственных сервисов поисковиков и Википедии.
Оптимизировать картинки и видео на сайте (они подтягиваются в ответ) или создать в Википедии страницу бренда, уже имеющего популярность.
Колдунщики показываются по брендовым запросам. В блоке отображаются фотографии, связанные с организацией, расположение на карте, контактная информация, рейтинг, отзывы, посещаемость. Кроме того, внизу показывается карусель рекомендаций похожих мест.
Добавить всю возможную информацию об организации в «Яндекс.Справочник» и Google «Мой бизнес». Google не гарантирует отображения данных из профиля компании и держит в секрете механизм отбора для Knowledge Panel.
Спецэлемент показывается в ответ на запросы, предполагающие визуальный ответ: информационные, продуктовые, мультимедийные. Google Images показывается над результатами выдачи, «Яндекс.Картинки» — справа от выдачи, в нем есть возможность уточнить запрос с помощью тегов.
Блоки картинок и видео актуальны не только для информационных сайтов, но и для коммерческих, если туда попадут фото с карточек товара или видеообзоры.
Оптимизировать фото и видео на сайте под требования поисковых систем.
Подборка нескольких релевантных ответов на информационный запрос. Пример: список актеров фильма, подборка книг по автору или тематике. Ссылок на сайты в карусели нет, при клике на один из результатов пользователь попадает на выдачу по уточненному запросу.
Попасть в карусель невозможно, но можно попытаться оптимизировать страницы под каждый из ответов, чтобы быть в топе по уточненному запросу. Подходит для контентных проектов.
В спецэлементах показываются карточки товаров по транзакционным или товарным запросам («купить», «цена» и т. п.). Колдунщик интересен для интернет-магазинов.
В «Яндексе» два варианта блока: при клике на товар ссылка ведет на «Яндекс.Маркет» и сайт продавца (во втором случае помечается как реклама). Также ссылка на «Яндекс.Маркет» появляется в результатах органики на разных позициях.
В Google при клике на товар ссылка ведет на сайт продавца, при клике на ссылку «Все результаты» — в «Google Покупки».
Интегрироваться с платными сервисами «Яндекс.Маркет» и Google Merchant Center. В последнем случае потребуется привязать аккаунт «Google Рекламы».
Блок похожих запросов в Google и релевантных ссылок на другие сайты в «Яндексе» показывается под сниппетом в органической выдаче. Чтобы увидеть колдунщик, нужно кликнуть по сниппету, перейти на сайт и вернуться в SERP.
Спецэлемент Google вышел из беты в феврале 2018 года, по состоянию на конец 2018 года колдунщик «Яндекса» находится на этапе тестирования.
Блок «Яндекса» предлагает похожий контент с сайтов как в топе, так и с более низких позиций, блок Google — запросы, расширяющие тематику.
В похожие запросы Google попасть невозможно, блок не содержит ссылки на сайты, но важно проанализировать предлагаемые запросы для расширения СЯ. Достоверной информации о том, как попасть в колдунщик «Яндекса», на 2018 год нет.
Рекламные блоки стали занимать значительную часть первого экрана (до четырех ссылок в блоке спецразмещения), не позволяя пользователю добраться даже до топ-3 органического поиска. Кроме блоков спецразмещения и гарантированных показов, в «Яндексе» есть колдунщик «Все объявления Директа», который показывается на разных позициях по коммерческим запросам в органической выдаче.
Зарегистрировать аккаунты в «Яндекс.Директе» и «Google Рекламе», изучить возможности, запустить рекламные кампании.
Колдунщик предоставляет возможность начать диалог с компанией через чат прямо со страницы поисковой выдачи. Также выводится отдельный блок с чатами по теме запроса справа от органических результатов.
Интегрировать чат, установленный на сайте, в поисковую выдачу достаточно просто, инструкция тут. Единственное условие — платформа должна быть совместима с технологией «Яндекса».
Сервис вопросов-ответов начал работу в начале 2018 года. При совпадении с поисковым запросом справа выводится блок с лучшим ответом «Яндекс.Знатоков», именем знатока и ссылкой на его ресурс.
Участвовать в сервисе, отвечать на вопросы, постараться занять лидирующие позиции в рейтинге.
Бесплатная профессиональная настройка вашей рекламной кампании. Идеально для предпринимателей.