Баланс
0.00
Расход в день
0.00
Расход в месяц
0.00
Бонусные баллы
получить
Пополнить

Списания и начисления
Расходы по проектам

    Юзабилити сайта (от англ. usability — возможность использования, полезность, способность быть использованным) — качественная мера, определяющая удобство пользования интерфейсом сайта. Синонимами определения юзабилити могут служить выражения: степень удобства использования, эргономичность.

    Юзабилити определяется комбинацией факторов, оказывающих влияние на опыт пользователей. Таких как:

    • Простота обучения. Насколько быстро пользователи смогут освоиться с выполнением простых задач и действий, если видят интерфейс сайта впервые.
    • Эффективность использования. Определяется скоростью и удобством посетителей при использовании сайта и выполнении задач.
    • Запоминаемость. Определяется степенью, в которой пользователи смогут запомнить принципы интерфейса и навигации сайта, и не придется ли им по возвращении на ресурс, изучать его заново.
    • Серьезность и количество ошибок. То есть насколько часто пользователи совершают ошибки при работе с сайтом, уровень серьезности этих ошибок и возможность их исправления.
    • Субъективное восприятие. Насколько пользователям «нравится» пребывание и работа на сайте.

    Важность юзабилити

    Исследования специалистов — к примеру, компании User Interface Engineering Inc — говорят о том, что пользователи не могут найти нужную им информацию почти в 60% случаев поиска. Это приводит к снижению производительности труда, потере времени и к потере количества посетителей сайта. Согласно же данным исследования Forrester Research, «благодаря» неудачному юзабилити интернет-магазины теряют до 50% покупателей, из которых 40% больше никогда в них не возвращаются.

    Изучение пользовательского поведения в сети интернет свидетельствует, что посетителями плохо воспринимаются медленные и перегруженные сложным дизайном сайты. Люди не хотят ждать полной загрузки, а также терять время на длительное изучение навигации по страницам.

    Таких понятий, как «обучение пользования сайтом» или «инструкция пользования сайтом» не существует. Пользователи хотят понять функциональность сайта в течение первых секунд посещения, сразу же после беглого с ним ознакомления. Если же этого не происходит, они просто переходят на другой, более удобный ресурс. Юзабилити предназначено для качественной оценки и организации удобства пользователей, что, в конечном счете, сказывается на таких важных характеристиках, как посещаемость сайта и конверсия.

    Разработка и тестирование юзабилити

    Все этапы юзабилити объединены в два основных процесса, проводимых последовательно: разработку и тестирование.

    Разработка юзабилити (Usability Engineering) включена в общий методологический подход к созданию пользовательского интерфейса сайта. Заключается в выработке практических решений для получения продукта, работающего и удобного для пользователя. Разработка юзабилити включает несколько этапов, последовательно применяющихся в процессе:

    • Сбор данных и требований.
    • Создание и тестирование прототипов.
    • Оценивание альтернативных вариантов навигации и дизайна.
    • Анализ проблем, с которыми сталкиваются пользователи.
    • Предложение решений и тестирование.
    Тестирование юзабилити (Usability Testing) является завершающей частью процесса его разработки. Типичный тест предполагает выполнение пользователем некоторого числа задач с использованием прототипа, во время которого записывается все, что делает и говорит пользователь. Стандартный тест обычно проводится с одним или двумя пользователями, работающими вместе. Тестирование включает в себя сбор следующих данных:
    • Последовательность действий пользователей для достижения поставленных им задач.
    • Ошибки, совершаемые пользователями.
    • Трудности, с которыми они сталкиваются.
    • Скорость выполнения задач.
    • Субъективные ощущения пользователей от работы на сайте.
    Цель тестирования — обнаружение и выявление любых проблем, которые могут возникнуть у пользователей, для последующего их решения.

    Этапы юзабилити

    Начало

    На данном этапе в первую очередь определяется:

    • Цель, с которой разрабатывается сайт.
    • Целевая аудитория сайта.
    • Характеристики представителей целевой аудитории и цели, с которыми они посещают сайт.
    Данные цели стандартны для большинства сайтов, но, в соответствии с конкретной тематикой и аудиторией ресурса, разработчики юзабилити вырабатывают и другие, дополнительные цели.

    При определении целей необходимо помнить, что сайт должен быть максимально простым в обучении и эффективным в использовании, а также легким в запоминании для последующих посещений и удовлетворяющий качеству субъективного восприятия пользователя.

    Сбор данных (только для уже действующего сайта)

    На этом этапе производится сбор данных о потребностях пользователей и о том, насколько существующий дизайн этим потребностям удовлетворяет. Сбор данных может осуществляться несколькими способами, такими как:

    • Формы обратной связи с пользователями.
    • Логи сервера.
    • Тестирование юзабилити уже существующего сайта.

    Разработка прототипа

    Так как при тестировании взаимодействие с реальным объектом всегда проще, чем простое рассуждение о том, как будет работать то или иное решение, создается прототип сайта. При его создании используется минимальное количество контента и вообще не используется графика. На данном этапе важен анализ комментариев пользователей, тестирующих прототип, и определение его способности к выполнению требуемых задач. Прототипы создаются на бумаге, в HTML, или же с помощью специального софта, такого, к примеру, как MS Visio.

    Сбор, написание и оптимизация контента

    Одним из основных условий юзабилити является привлекательность контента для пользователей. Из всей информации выделяется и помещается на сайт лишь та, которая по-настоящему интересна, полезна и понятна посетителям. При размещении необходимо помнить о том, что чтение с экрана компьютера медленнее, чем с бумажного носителя. Большинство пользователей с самого начала зрительно сканируют размещенную на странице информацию, и читают лишь при условии, что она их заинтересовала при беглом осмотре.

    Текстовый контент разбавляется заголовками и подзаголовками, структурируется при помощи абзацев, списков и таблиц, освобождается от лишних и необязательных слов.

    Организация навигации по сайту

    Основным критерием, определяющим качество навигации, является простота и удобство ее для пользователей. С этой целью навигация должна быть единообразной на всех страницах сайта, интуитивно доступной в понимании, и легко запоминающейся.

    Тестирование

    Тестирование юзабилити является интерактивным процессом. Его цель — выявить факторы, помогающие и мешающие пользователю, для того чтобы исключить последние. Обычно тестирование проводится несколько раз, пока окончательный вариант не будет оптимально удовлетворять требованиям юзабилити.

    Окончательное решение

    На основе проведенных этапов принимается окончательное решение о юзабилити сайта.

    См. также

    Иннокентий, Руководитель библиотеки знаний

    Настроим рекламу за вас

    Бесплатная профессиональная настройка вашей рекламной кампании. Идеально для предпринимателей.

    Иннокентий, Руководитель библиотеки знаний
    Телеграм бот @PromoPultBot

    Телеграм бот

    @PromoPultBot — Вы сможете оперативно отслеживать динамику рекламных кампаний, подписываться на отчеты, пополнять баланс и получать важные уведомления cистемы.

    Попробуйте - это очень удобно!