Самостоятельный SEO-аудит сайта
Новый год скоро вступит в свои права и по традиции начнется с череды праздничных дней. Их можно посвятить не только отдыху и веселью, но и выкроить немного времени для работы с вашим сайтом, а именно – проверить качество его оптимизации. Базовый SEO-аудит – несложная, но крайне важная задача, которая позволит вовремя найти критические ошибки на сайте, снижающие эффективность его продвижения. Для выполнения такого аудита достаточно начальных знаний SEO, а в помощь себе вы можете использовать наш чек-лист с пояснениями и примерами полезных инструментов.
Проверка технических параметров
1. Файл Robots.txt. Содержит информацию для поисковых машин с указанием к индексации. Что необходимо проверить:
1.1. Все продвигаемые страницы сайта должны быть открыты для роботов поисковых систем.
1.2. Служебные разделы (админка, логи сервера) и страницы с дублирующим контентом (архив, результаты внутреннего поиска по сайту, пагинация), напротив, должны быть закрыты от индексации. Примечание: закрывать пагинацию можно только в том случае, если страницы, допустим, карточки товаров, уже доступны где-то для индексации (например, в карте сайта), в противном случае часть страниц просто не будет индексироваться.
1.3. Убедитесь, что главное зеркало сайта указано верно (прописано в директиве «Host»).
Как проверить: открыть сервис Яндекс.Вебмастер и загрузить файл Robots.txt. В окне сервиса появится сообщение о возможных ошибках, которые можно тут же исправить, после чего загрузить обратно на сайт обновленную версию файла (подробнее о работе с сервисом можно прочитать в его справке).
2. Файл Sitemap.xml. Документ со списком ссылок на все страницы сайта, сообщающий поисковым системам о том, как организованы данные на вашем ресурсе. Он помогает более точно индексировать страницы и находить роботам все важные материалы.
Как проверить: с помощью валидатора Sitemap сервиса Яндекс.Вебмастер или аналогичного инструмента сервиса Google Webmaster.
3. Скорость работы сайта. Медленная загрузка страниц сайта и проблемы с отдачей пользователям запрашиваемых документов могут являться негативными факторами в оптимизации.
Как проверить: инструмент от Google PageSpeed Insights.
4. Количество страниц в индексе поисковых машин. Расхождение фактического количества страниц сайта (открытых для индексации в Robots.txt) и количества страниц, попавших в активный индекс поисковой системы, является индикатором проблем с оптимизацией сайта. Причины могут быть следующие: неправильный ответ вашего сервера на запросы поисковой машины или попадание в индекс дублей страниц.
Как проверить: для начала уточните количество страниц в индексе Яндекса. Сделать это можно в строке поиска, указав оператор «host:» и домен вашего сайта (Рис. 1).
Рис. 1.
Аналогично для Google, используя оператор «site:» (Рис. 2).
Рис. 2.
По результатам проверки цифры в обеих системах могут немного разниться (что не является отклонением от нормы), однако при значительном расхождении следует искать причину. При меньшем числе страниц в индексе проверьте ответ сервера при помощи сервиса 2ip. При большем – наличие в индексе дублей страниц посредством программы Xenu или инструментов вебмастера Google. Также необходимо проверить файл http_access, где посредством редиректов прописывается склейка зеркал и дублей категорий. Зачастую в нем возникают ошибки.
Рекомендуем для избавления на сайте от дублированного контента использовать канонические URL (тег rel=canonical), чтобы оптимизировать страницы с идентичным или похожим содержанием и отдавать поисковой машине нужную страницу. При этом остальные страницы (распознанные поисковой машиной как дубликаты) будут ссылаться на каноническую. Подробнее об этом читайте в справке Google.
5. Битые ссылки. Так называемые битые ссылки, ведущие на несуществующие страницы сайта, могут возникнуть в результате перемещения документов, изменения структуры сайта, удаления или изменения адресов страниц. Это является негативным фактором как для работы сайта в целом, так и для SEO.
Как проверить: программы Xenu, Link Checker, а также инструменты вебмастера Яндекс и Google.
Анализ контента
1. Мета-теги. Наиболее значимыми тегами HTML-разметки сайта, в которых заключена служебная информация для поисковых машин, являются «Title» и «Description». Тег «Title» задает заголовки страниц сайта, и поэтому он должен быть понятным для пользователей и поисковых машин. Title включает в себя фразу с вхождением ключевых слов и является уникальным для каждой страницы (Рис. 3).
Рис. 3.
Тег «Description» содержит мета-описание, которое учитывается поисковыми машинами и используется при формировании сниппета (отрезок текста рядом с ссылкой в поисковой выдаче).
Как проверить: инструмент Seositecheckup (проверка производится постранично).
2. Теги заголовков. Текст на страницах сайта структурируется при помощи тегов заголовков h1-h6. Здесь важно помнить, что заголовок h1 должен использоваться только один раз на странице и содержать вхождение ключевого слова. О правилах использования заголовков мы писали в одной из наших рассылок.
Как проверить: посмотреть верстку и организацию заголовков h1 на странице можно с помощью программы Firebug, расширения для браузера Firefox или аналогичными инструментами для других браузеров (Рис. 4).
Рис. 4.
3. Оптимизация текстов. В текстах обязательно оптимальное вхождение ключевых слов, при этом контент должен быть естественным и интересным для пользователей.
Как проверить: в PromoPult (на втором шаге создания проекта) реализован удобный инструмент, сканирующий страницы сайта и определяющий уровень контентной оптимизации. На основании анализа даются рекомендации по вхождению запросов в Title и Body (тексте страницы) (Рис.5).
Рис. 5.
4. Уникальность текстов. Этот параметр нужно проверить, даже если вы уверены, что все тексты на сайте авторские и написаны специально для вас. Существует риск, что кто-то мог скопировать контент и использовать его на своем ресурсе.
Как проверить: программы Copyscape, Advego Plagiatus.
5. Обновление контента. Регулярно проводите работы по наполнению сайта новыми текстами. Обновление контента сигнализирует поисковым машинам о том, что сайт развивается и стремится быть интересным для пользователей.
6. Социальные кнопки. Убедитесь, что на страницах вашего сайта установлены кнопки социальных сетей. Оптимизация сайта под социальные сети приносит значимый эффект в виде улучшения поведенческих факторов, позволяет увеличить охват аудитории и повысить продажи.
7. Адаптированность сайта под мобильные устройства. Обратите внимание на то, как отображается контент вашего сайта на дисплее смартфона, удобен ли он для мобильных пользователей. Этому фактору поисковые машины уделяют все более пристальное внимание и уже проводят эксперименты с ранжированием сайтов в мобильном поиске.
Как проверить: пройдите тест на удобство просмотра сайта на мобильных устройствах при помощи инструмента от Google.
Обзор трафика
1. Эффективность ключевых запросов. Важно регулярно проводить анализ и «чистку» семантического ядра, избавляясь от малоэффективных запросов. Причем делать это необходимо по каждой из поисковых систем, в которых вы продвигаетесь.
Как проверить: счетчики статистики Яндекс.Метрика, Google Analytics, а также сервис аналитики PromoPult (позволяет получать детальные данные о переходах по поисковым запросам как из Яндекса, так и из Google).
2. Достижение целей. Чтобы понимать, насколько эффективно работает ваш сайт и обеспечивает конверсии, необходимо не только настроить цели, но и регулярно отслеживать их. В этом вам помогут известные системы аналитики Яндекс.Метрика и Google Analytics. Подробнее о настройке целей и способах формирования отчетов читайте в нашем выпуске рассылки № 182.
3. Динамика трафика. Здесь предстоит поискать ответы на следующие вопросы:
как меняется объем трафика (растет, стоит на месте, падает);
из каких источников он приходит;
какова видимость сайта в поисковых системах;
по каким словам преобладают переходы из поиска;
как ведут себя посетители на сайте.
Собранная статистика по динамике трафика поможет узнать, как развивается ваш проект и в каком направлении стоит двигаться для достижения более высоких результатов.
Как проверить: сервисы Semrush и SimilarWeb.
Проверка ссылочной массы
Ссылочный анализ – один из ключевых пунктов SEO-аудита. Он позволит узнать источники, ссылающиеся на ваш сайт, и анкоры ссылок. Для анализа ссылочной массы используйте сервис Ahrefs, располагающий самым большим индексом бэклинков.
Выводы
Проведя самостоятельно базовый SEO-аудит, вы получите должное представление о том, каких результатов вам удалось достигнуть на данный момент посредством поисковой оптимизации и какие недочеты являются препятствием к более успешному продвижению. Эти исходные данные помогут более детально выстроить диалог с вашими подрядчиками (вебмастером, оптимизатором) и в дальнейшем вести сотрудничество в эффективном русле.
|
|