Киберсквоттинг (калька с англ. cybersquatting; от squatting — захват, оккупация, самовольное/незаконное поселение) — приобретение или регистрация перспективных доменных имен (созвучных с названиями известных торговых марок или компаний, либо же просто «красивых» и легкозапоминающихся) с целью их последующей перепродажи; один из популярных видов манимейкинга.
История
Явление киберсквоттинга наблюдалось в США еще в начале 90-х годов XX столетия, когда регистрация доменных имен осуществлялась бесплатно. Первые киберсквоттеры начали регистрировать короткие и звучные доменные имена как собственные, предвидя появление в скором времени соответствующего спроса. Вскоре подобная практика начала проводиться и в России, а последователи предприимчивых американских сквоттеров стали известны как хапперы.
На современном этапе в сети интернет насчитывается свыше 200 млн. зарегистрированных доменных имен, из которых чуть менее половины принадлежат физическим и юридическим лицам и не используются по назначению, а существуют в качестве коммерческих объектов, выставленных на продажу.
Виды киберсквоттинга
Исходя из качества регистрируемых и продаваемых доменных имен, можно выделить основные виды киберсквоттинга:
- Продажа коротких доменных имен длиной от двух до четырех символов (например, site.com). На современном этапе такие имена на популярных зонах (com, ru и т.д.) зарегистрировать уже невозможно, поэтому двух, трех и четырехсимвольные адреса относят к доменам премиум-класса, цены которых могут достигать десятков миллионов долларов США.
- Именной киберсквоттинг — регистрация и продажа доменных имен, созвучных по написанию с собственными именами и/или фамилиями знаменитых и известных людей (к примеру, michaeljackson.com). Довольно часто подобные домены регистрируют с целью вымогательства денег или шантажа относительно личностей, реальное имя или творческий псевдоним которых созвучны с доменным именем. Даже если впоследствии такие имена не продаются, киберсквоттеры могут заработать на них благодаря рекламе: посещаемость сайтов с именем знаменитостей довольно высока. Надо отметить, что личность, чье имя было использовано при создании домена, может зарегистрировать свое имя как торговую марку и отсудить домен, тем самым запретив его несанкционированное использование (к данному методу прибегали такие звезды, как Мадонна, Леди Гага, Джулия Робертс и другие).
- Брендовый киберсквоттинг — регистрация и продажа доменных имен, полностью созвучных или схожих с названиями фирм, организаций, компаний, торговых марок и т.п. (например, microsoft.com или microcoft.com). Так же, как и в случае с именным киберсквоттингом, владельцы брендов через суд могут потребовать от хапперов возврата доменного имени (подобным образом поступили компании Google, Yandex, AOL и другие). Тем не менее, нередки случаи, когда доменные имена покупали, переплачивая в несколько раз, не пытаясь апеллировать к закону.
- Отраслевой киберсквоттинг — регистрация и продажа доменных имен, которые содержат в себе общеупотребительные слова или термины, имеющие отношение к различным сферам деятельности человека (например, seo.com, doctor.ru, foto.de и т.п.). Подобные имена дорого ценятся благодаря легкой запоминаемости, а операции с ними не подразумевают нарушения чьих-либо прав, как при брендовом и именном киберсквоттинге.
- Географический киберсквоттинг — регистрация и продажа доменных имен, созвучных с названиями географических объектов (континентов, стран, областей, городов и т.п.). Среди подобных имен особо ценятся содержащие топонимы популярных туристических направлений (например, turkey.ru): посещаемость сайтов с таким адресом очень высокая, а потому их владельцы могут рассчитывать на значительные доходы от рекламы. Также киберсквоттеры могут продавать «географические» доменные имена администрации тех объектов, название которых содержится в домене (к примеру, имя sochi.info было продано городской администрации города Сочи). Стоит отметить, что судебные споры вокруг «географических» доменных имен возникают не так часто, как вокруг «именных» и «брендовых», а решение суда в большинстве случаев выносится в пользу киберсквоттеров.
- Тайпсквоттинг — регистрация доменных имен, которые по написанию схожи с адресами популярных веб-сайтов. Регистрируя подобные имена, киберсквоттеры рассчитывают на срабатывание принципа опечатки или ошибки: например, вместо www.google.com пользователи могут написать wwwgoogle.com или www.gugle.com и т.п. При такого рода частных ошибках, созданные хапперами сайты будут иметь достаточный трафик, который позволит хорошо заработать на рекламе. Довольно часто используют подобные доменные имена для фишинга. Особого спроса на покупку таких доменных имен нет, так как владельцы оригинальных доменов могут через суд добиться запрета на несанкционированное использование «ошибочного» имени.
- Защитный киберсквоттинг — регистрация владельцами сайтов нескольких доменных имен, которые созвучны (похожи, связаны по смыслу, являются анти-доменами и т.п.) с доменным именем их собственного оригинального ресурса. Данный вид киберсквоттинга не является коммерческим и преследует только лишь одну цель — защититься от хапперов. Например, торговая марка, владеющая именем site.ru, может зарегистрировать доменные имена site1.ru, site-msk.ru, anti-site.ru и т.д. (Этот род деятельности не совсем корректно называть киберсквоттингом, но определение уже устоялось.)
- Бит-сквоттинг — регистрация и продажа доменных имен, запись которых в двоичной системе исчисления на один бит отличается от оригинального имени (например, символы r и 2 в двоичном представлении имеют вид 1110010 и 1100010, чем и пользуются киберсквоттеры), что позволяет использовать ошибки модулей оперативной памяти DNS-серверов.
Особенности деятельности киберсквоттеров
Действия и правила, которых придерживаются матерые манимейкеры для достижения максимальной прибыли:
- Отслеживание статистики поисковых запросов популярных поисковых систем. Это позволяет определить наиболее часто запрашиваемые слова и сочетания слов, которые можно использовать при регистрации новых доменных имен.
- Отслеживание новостей. При появлении новых тем киберсквоттеры регистрируют доменные имена, содержащие в названии ключевые слова по этим темам (к примеру, прочитав новость о изъявлении намерений к объединению компаний Sony и Ericsson, киберсквоттер мог бы дальновидно зарегистрировать доменное имя sonyericsson.com).
- Предвидение создания известными торговыми марками новых продуктов с целью ранней регистрации имен, созвучных названиям этим продуктов.
- Наблюдение за перспективными доменными именами. Иногда владельцы сайтов забывают вовремя продлить домен и в это время его можно перехватить. Кроме того при появлении новых доменных имен в самых популярных зонах (вроде com), киберсквоттеры начинают регистрировать имена с таким же названием в других зонах, предвидя появление соответствующего спроса.
Предупреждение и борьба с киберсквоттингом
Для предупреждения противоправных видов киберсквоттинга используются следующие методы:
- защитный киберсквоттинг;
- защита информации о планах и проектах по созданию и продвижению новых товаров и услуг;
- заблаговременная регистрация товарных знаков или брендов.
Борьба с киберсквоттингом главным образом основывается на таких действиях:
- доказательство перед судом неправомерной конкуренции или злоупотребления законами об интеллектуальной собственности со стороны киберсквоттера;
- доказательство недобросовестного использования доменного имени (размещения на сайте информации, которая не соответствует его имени).