Авторизация (англ. authorization) — процесс проверки прав пользователя на осуществление определенных действий на сайте, в приложении или любой другой компьютерной системе. Например, авторизация происходит, когда пользователь вводит логин и пароль к почтовому аккаунту.
Авторизация может быть:
- Успешной — пользователь подтвердил свои права (ввел правильный логин и пароль). В таком случае он получает доступ к системе и может пользоваться ее функционалом.
- Неуспешной — пользователь допустил ошибку при вводе данных или у него нет аккаунта в системе. В этом случае ему будет отказано в доступе.
Не следует путать авторизацию с аутентификацией и идентификацией.
Цели применения авторизации в компьютерных системах
Авторизация нужна для сохранения конфиденциальности и целостности информации в системе:
- Для защиты аккаунтов пользователей и их персональных данных (доступ к аккаунту может получить только его владелец при успешной авторизации).
- Для предотвращения распространения спама на интернет-ресурсах — доступ предоставляется только авторизованным пользователям.
- Для обеспечения безопасности, а также предотвращения несанкционированных операций с финансами.
Авторизация на сайте через соцсети
На многих сайтах можно пройти регистрацию или авторизацию упрощенным способом — с помощью профиля в соцсети. Вот как это работает:
- Пользователь нажимает на иконку социальной сети на сайте (в форме регистрации).
- В новом окне или вкладке открывается приложение соцсети, в котором нужно подтвердить регистрацию с помощью своего профиля — нажать «Разрешить» или «Продолжить как (имя_пользователя)».
- В следующий раз при авторизации пользователю не нужно будет вводить пароль или делать подтверждение. Система автоматически получит подтверждение от соцсети и авторизует пользователя.
Что дает такой метод авторизации:
- Пользователям — удобство и скорость. Не нужно переключать раскладку, вводить логин, вспоминать пароль. Авторизация в один клик.
- Владельцы сайтов могут собирать полезные данные — город, интересы, дату рождения и т. д. Это позволяет показывать более релевантную рекламу, предлагать подходящие товары и т. д.