Баланс
0.00
Расход в день
0.00
Расход в месяц
0.00
Бонусные баллы
получить
Пополнить

Списания и начисления
Расходы по проектам

Спам (от англ. слова spam) — массовая рассылка информации рекламного характера либо иного рода сообщений без учета желаний получателей.

По данным статистики за 2017 год доля спама в почтовом трафике — 56,63%.

Происхождение термина

Во время Второй мировой войны фирма Hormel Foods снабжала американских солдат и армии союзных стран консервами марки SPAM. По ее окончании остались огромные запасы ветчины, а потому фирма активно рекламировала свой продукт. Слово SPAM можно было увидеть буквально везде.

В 1986 году в сети Usenet появилось множество однотипных сообщений с предложением «заработать кучу денег» от создателя финансовой пирамиды Дэйва Родеса. Эти нежелательные сообщения сравнили с ветчиной SPAM, после чего данное слово приобрело обобщенный смысл.

Пользователей, которые распространяют спам, называют спамерами.

Виды спама

  • Реклама — рассылка спамных предложений товаров и услуг или незаконной продукции.
  • Поисковый спам (спамдексинг, веб-спам) — мероприятия, направленные на обман поисковых машин с целью вывода сайта в топ.
  • Фишинг — «выуживание» у пользователей данных банковских карт от имени якобы сотрудников финансового учреждения.
  • «Нигерийские письма» — попытки получить доступ к банковским счетам пользователей, обращаясь с просьбой обналичить за вознаграждение большую сумму денег.
  • «Письма счастья» — предложение разослать полученное письмо нескольким своим друзьям для обретения богатства, любви, удачи и т. п.
  • Пропаганда — распространение спама с целью влияния на массовое сознание пользователей.
  • Рассылка вирусов и почтовых червей.
  • Рассылка писем с просьбой о помощи больным и немощным.
  • Спам с целью провоцирования DoS и DDoS-атак. Подразумевает распространение эксплойтов, флуда.
  • Уведомления о недоставке электронных писем (англ. — Non-delivery report, NDR).

Где распространяется спам

Электронная почта

Большая часть спама проходит через электронную почту. Для отправки писем используются почтовые службы с возможностью анонимного доступа или серверы, разрешающие свободную пересылку почты.

Для подтверждения получения и прочтения писем злоумышленники прибегают к различным способам, среди которых:

  • помещение в тело письма ссылок на сайт, контролируемый спамерами;
  • запрос уведомления о доставке;
  • предложение об отмене данной рассылки.

Убедившись, что электронные адреса настоящие, спамеры подвергают их еще более интенсивной атаке сообщениями.

Мессенджеры

Интернет-мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp, Instagram, Facebook Messenger и др.) с многомиллионными аудиториями также активно используются спамерами.

Социальные сети, сайты знакомств

Пользователи социальных сетей и сайтов знакомств очень часто получают спам от ботов или с похищенных аккаунтов.

Сайты с UGC-контентом

На форумах, блогах, досках объявлений спам рассылается в виде комментариев или целых статей и даже сплогов.

Поисковая выдача

Основная статья: Поисковый спам

SMS-сообщения

На мобильные телефоны приходят не только рекламные сообщения компаний, которые получили базу номеров. Также SMS-рассылками пользуются злоумышленники. Один из распространенных методов — рассылка SMS от известного банка с уведомлением о заблокированной карте.


Эффективность

Эффективность массовых рассылок ничтожна — ее можно оценить как сотые доли процента. Однако небольшие компании продолжают использовать этот способ рекламы, так как затраты на ее создание очень низкие. Рассылка 1000 писем по адресам физических или юридических лиц может обойтись порядка трех-пяти рублей.

Методы защиты и борьба со спамом

На современном этапе есть множество методов противодействия спаму:

  • превентивная защита — не публиковать адреса электронной почты и номера мобильных телефонов на общедоступных сайтах;
  • фильтрация почты (на многих почтовых сервисах такая функция уже настроена);
  • составление черных списков юридических и физических лиц, которые не вызывают доверия;
  • авторизация почтовых серверов — контроль над спамом со стороны почтовых серверов;
  • использование системы типа «вызов-ответ» — от отправителя требуется выполнение определенных действий (например, ответить на автоматическое уведомление почтового сервиса), чтобы убедиться, что он человек, а не робот;
  • применение систем определения спама (например, Distributed Checksum Clearinghouse) — они подсчитывают контрольные суммы писем и проверяют, сколько раз такие же сообщения появлялись в Сети.

Спам и законодательство

Во многих странах спам запрещен. В России это явление регламентируется «Законом о рекламе» и расценивается как административное правонарушение. Тем не менее, на практике достаточно сложно определить, какая массовая рассылка является законной, а какая нет. Кроме того, распространяющее спам физическое или юридическое лицо может находиться в другой стране и привлечь к ответственности его будет невозможно.

См. также

Мария Буга, Руководитель отдела «Персональный менеджер»

Персональный менеджер

Мы дадим рекомендации по настройке кампании или выполним работу за вас

Мария Буга, Руководитель отдела «Персональный менеджер»
Телеграм бот @PromoPultBot

Телеграм бот

@PromoPultBot — Вы сможете оперативно отслеживать динамику рекламных кампаний, подписываться на отчеты, пополнять баланс и получать важные уведомления cистемы.

Попробуйте - это очень удобно!