Уважаемые пользователи!
Запуская новый модуль «Наполнение сайта», мы ориентировались на все возрастающую потребность в качественном оптимизированном контенте для интернет-ресурсов наших клиентов. Тогда мы не предполагали, что буквально через несколько дней «Яндекс» анонсирует новый алгоритм «Баден-Баден». Сегодня оптимизированный текст на сайте далеко не всегда помогает значительно улучшить вашу поисковую видимость. В случае переоптимизированности контента есть риск получить санкции для всего сайта. Узнать о том, как работает новый алгоритм и его последствиях, а также получить рекомендации по выходу из-под санкций вы сможете в нашем исследовании.С уважением, Алексей Штарев, генеральный директор
Технологии поискового маркетинга
Сразу после выхода нового алгоритма мы провели его предварительный анализ. На тот момент алгоритм находился на стадии калибровки. Сейчас алгоритм устоялся и его можно подвергнуть всестороннему изучению, тем более что поисковая система «Яндекс» начала рассылать уведомления о наложении фильтра в панель «Яндекс.Вебмастера».
В исследовании детальному рассмотрению подвергнут фильтр «Баден-Баден». Были изучены:
- последствия внедрения алгоритма;
- критерии попадания под фильтр;
- возможности и сроки выхода из-под фильтра.
Были проверены гипотезы о том, что фильтр накладывается на:
- страницы с большими простынями текстов;
- страницы с текстом, который располагается ниже первого видимого экрана (например, под каталогом на страницах листинга товаров);
- текст со скрытием областей (например, под кнопкой или в зоне прокрутки);
- страницы, содержащие множественные повторения прямых вхождений запросов;
- формы ключевых слов в тексте, которые нарушают русский язык («недорого Москва», «товар купить доставка срочно» и пр.).
Исходные данные
Для исследования были взяты сайты, которые продвигаются в системе SeoPult и получили уведомление о наложении фильтра «Баден-Баден» в панели «Яндекс.Вебмастера». Таких сайтов оказалось 117.
Методика исследования
Так как заявленный алгоритм касается только текстовых факторов ранжирования, в исследовании рассматривался только контент страниц (текст, ссылки, графические изображения) и ключевые слова, которые на них продвигаются. Исследование потребовало как автоматического анализа сайтов, так и ручного, и проводилось в два этапа. Сначала при помощи аналитических инструментов системы изучались страницы, выявлялись закономерности, а потом асессоры оценивали параметры, анализ которых невозможно автоматизировать.
Результаты исследования
По итогам исследования мы выявили перечень частых причин пессимизации страниц и дали рекомендации по их устранению. Итак, поехали.
Выявляем страницы, попавшие под фильтр
Фильтр «Баден-Баден» может накладываться не только на конкретную страницу, но и на весь сайт (такое действие алгоритма было замечено при большой доле проблемных страниц на сайте). Для корректности исследования из него нужно было исключить не попавшие под фильтр страницы сайта и изучить остальные. Такие страницы имеют достаточно характерный признак: они просели на 6–30 позиций по продвигаемым словам и потеряли в трафике из поисковой системы. До 5 апреля фильтр накладывался только на страницы, поэтому мы сравнили позиции до начала выкатки алгоритма 1 марта с позициями, когда фильтр уже устоялся, но ещё не начал накладываться на весь сайт. Напомним, что анонс алгоритма состоялся 23 марта, но перед этим уже были существенные изменения позиций. Разумеется, пришлось исключить и выпадения из топа по иным причинам, например, сайты, вовремя не оплатившие хостинг и пр.
Просевших страниц после отбора оказалось 434. Для анализа зафильтрованных страниц мы взяли релевантные, по мнению «Яндекса», страницы (копия базы от 1 марта). Это связано с тем, что при наложении фильтра «Баден-Баден» изначально релевантная страница зачастую меняется на другую, так как пессимизированная страница достаточно сильно теряет в релевантности.
Сравниваем пессимизированные и страницы из топа
Дальнейшее исследование будет построено на сравнении пессимизированных страниц со страницами, находящимися в топ-10.
Параметры сравнивались автоматически и с помощью асессоров. Асессору давалось 10 страниц (9 из топ-10 и одна пессимизированная), высказывалась гипотеза и предлагалось определить, какая из страниц по данной гипотезе находится под фильтром. При таком анализе вероятность случайно угадать — 10%. Рабочая группа состояла из 30 человек. Для повышения точности каждая гипотеза проверялась одним и тем же асессором на разных страницах по 5 раз.
Начинаем проверку обозначенных гипотез
Для этого в режиме эксперимента в автоматическом режиме оценивался % расхождения с сайтами, находящимися в ТОПе, а далее асессоры проводили визуальную оценку пессимизированной страницы.
Эксперимент №1: Страницы с большими простынями текстов
Автоматическая проверка показала, что на пессимизированных страницах объём текста на 27% больше, чем на страницах в топе.
Асессоры при визуальной оценке определяют пессимизированную страницу с вероятностью 54%.
Вывод: судя по статистике, большой размер текста является ярко выраженным признаком. Можно предположить, что большие тексты чаще вызывают пессимизацию, однако есть нюансы — все зависит от поискового запроса.
Мнение экспертов:
-
«Я полагаю, что тут проблема даже не в самом объеме контента, а в его полезности. Очень сложно написать большой и полезный текст. Скорее всего, у вас получится большой „водянистый“ текст, а пользователи ценят содержательность и краткость».
— Алексей Штарев, исполнительный директор SeoPult
-
«Основная проблема больших текстов — это их нечитабельность. Даже если текст очень полезный и содержательный, но оформлен простынёй, то его никто читать не будет. Поисковые системы это прекрасно понимают, и чтобы не пугать своих пользователей такими текстами, они пессимизируют страницы. Чтобы текст начали читать, необходимо переверстать контент блоками, добавить заголовки, картинки, списки с перечислениями, таблицы, видео, прикрепить файлы для скачивания (при необходимости). Важно соблюсти баланс отступов, интервалов, размера и цвета шрифтов — делайте тексты для людей, а не для поисковых роботов».
— Игорь Коновальчук, руководитель отдела наполнения сайтов, SeoPult
Рекомендации: Если вы получили сообщение в «Яндекс.Вебмастере» о наложении фильтра «Баден-Баден», необходимо произвести анализ объема текста, сравнить его с объемом текста у конкурентов и сократить тексты на пессимизированных страницах. Уменьшать можно ступеньками по 10%, дожидаясь переиндексации. Не помогло — уменьшайте ещё на 10%, и так до снятия санкций. Избавляйтесь от самых малоинформативных слов, предложений и абзацев. Если боитесь ухудшения позиций в Google, можете использовать тег noindex, закрывая «водянистые» куски текста в него.
Эксперимент №2: Текст на странице расположен ниже первого видимого экрана
Автоматическая проверка не проводилась, ввиду сложности и крайне низкой точности. Асессоры при визуальной оценке определяют пессимизированную страницу с вероятностью 51%.
Вывод: судя по статистике, это тоже ярко выраженный признак. Можно также сделать еще один предварительный вывод: текст, размещенный в подвале, — повод для пессимизации в ряде случаев.
Мнение экспертов:
-
«Такая проблема встречается не только на главной и страницах товарных категорий, но и на карточках товаров. На первом экране карточки товара видны название, фото, цена и кнопка „Купить“, а ниже расположен оптимизированный текст. Чтобы не попасть под фильтр, текст должен быть чётко структурирован и полезен пользователю».
— Игорь Коновальчук, руководитель отдела наполнения сайтов, SeoPult
Рекомендации: Разместите текст на видимой части экрана. Не заставляйте посетителя долго прокручивать экран вниз для получения важной информации о товаре или услуге.
Эксперимент №3: Текст со скрытыми областями
Автоматическая проверка проводилась только на использование на сайте display: none. Выявлено, что на пессимизированных страницах данный атрибут используется на 36% чаще, чем на страницах в топе.
Асессоры при визуальной оценке определяют пессимизированную страницу с вероятностью 61%.
Вывод: признак явный. Несмотря на редкость использования display:none и огромное количество других возможностей верстки для скрытия читаемого контента, наличие display:none на странице — явная причина пессимизации. Асессоры также подтвердили эту гипотезу и без проблем находили блоки со скроллингом, спрятанные под кнопки, и пр. на пессимизированных страницах.
Мнение экспертов:
-
«Фокусы с узким блоком текста со скроллингом внутри, сокрытие текста под кнопку „Читайте подробнее“ могут привести к пессимизации. Переключающиеся вкладки с текстом можно использовать, если есть четкое дизайнерское объяснение, зачем это сделано. Однако риск все равно остается — все дело в текстах, которые показаны под этими блоками. Если это „SEO-текст“, вероятно, вас накажут».
— Алексей Штарев, исполнительный директор SeoPult
Рекомендации: Убедитесь, что на сайте нет блоков, скрывающих тексты, или их решение оправданно с точки зрения удобства пользования сайтом.
Эксперимент №4: Страницы, содержащие множественные повторения прямых вхождений ключевых слов
Автоматическая проверка показала, что на пессимизированных страницах количество точных вхождений ключевого слова на 12% больше, чем на страницах в топе.
Асессоры при прочтении текста определяют пессимизированную страницу с вероятностью 16%.
Вывод: судя по автоматической проверке, признак слабо выраженный. Скорее всего, из-за того, что поисковая система «Яндекс» и ранее боролась с подобной «оптимизацией», накладывая фильтры на подобные страницы. Вероятность определения асессорами небольшая по этой же причине: все тексты, находящиеся в топах (особенно в конкурентных нишах), содержат приблизительно равное количество точных вхождений ключевых слов.
Мнение экспертов:
-
«Зачастую владельцы сайта размещают мало ключевых слов на странице, но размещают их очень плотно, например, в первом абзаце. В результате вся страница может быть пессимизирована из-за одного абзаца. Анализировать текст на переспам нужно не только в совокупности, но и конкретно в разных частях: в заголовках H1, H2..., в Title, в абзацах текста, списках, метатегах и т. д.».
— Игорь Коновальчук, руководитель отдела наполнения сайтов, SeoPult
Рекомендации: Пройтись по текстам и постараться убрать избыточное дублирование слов, которые бросаются в глаза. При расчёте требуемого количества вхождений нужно брать за ориентир плотность ключевых слов на страницах в текущем топ-10. С внедрением алгоритма эта плотность снизилась.
Поисковые роботы хорошо понимают синонимы. Они не являются точными формами слова, но сохраняют смысл текста. Лишние точные вхождения можно заменить синонимами — это поможет оптимизации.
Эксперимент №5: Форма ключевых слов в тексте нарушает нормы русского языка, есть орфографические и пунктуационные ошибки
Автоматическая проверка показала, что на пессимизированных страницах количество грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок на 18% больше, чем на страницах в топе.
Асессоры при прочтении текста определяют пессимизированную страницу с вероятностью 48%.
Вывод: судя по автоматической проверке, признак неявный. Однако асессоры выявили закономерность.
Мнение экспертов:
-
«Писать тексты с фразами вроде „Купить окна Москва недорого“ или „Продажа паркета Москва — это город, в котором множество магазинов продают паркет“ не стоит. Пожалейте своих посетителей, читающих эти тексты».
— Алексей Штарев, исполнительный директор SeoPult
-
«Наличие орфографических и пунктуационных ошибок — большая проблема. Она очень хорошо заметна в низкоконкурентных тематиках и на региональных сайтах. Там ошибок в текстах намного больше чем, например, в московской выдаче. Некоторые веб-мастера для уникализации текста додумываются заменить русские буквы С, О, Р, А, Х латинскими, тем самым обрекая себя на санкции».
— Игорь Коновальчук, руководитель отдела наполнения сайтов, SeoPult
Рекомендации: Провести вычитку текстов и устранить грамматические ошибки (нарушение синтаксических норм, согласования, управления и т. д.). Также проверьте орфографию и пунктуацию.
SeoPult адаптировал услугу «Наполнение сайтов»
При появлении нового фильтра мы проанализировали позиции в выборке клиентов, которые заказывали наполнение сайтов у нас. Ухудшение позиций произошло всего у 0,7% клиентов. Это великолепный результат, показывающий то, что контент изначально писался для посетителей сайтов, а не для поисковых систем. Основываясь на проведенном исследовании, мы уже скорректировали требования и полностью готовы к написанию текстов, соответствующих новому алгоритму. Ждем ваши проекты в модуле «Наполнение сайтов».
Что, если сайт попал под фильтр?
Для диагностики фильтра необходимо зарегистрироваться в «Яндекс.Вебмастере». При наложении фильтра в него придет уведомление.
Если фильтр наложен на страницу, снять его довольно просто. Достаточно устранить проблему, и в следующем текстовом апдейте фильтр будет снят. Если фильтр наложен на весь сайт, необходимо устранить проблемы на всех пессимизированных страницах и желательно сообщить об этом через «Яндекс.Вебмастер». Исходя из информации в «Яндекс.Вебмастере», фильтр будет снят в течение месяца после устранения нарушений.
Подытожим, что нужно делать, если сайт попал под фильтр:
- Уменьшить объём текста и улучшить его вёрстку.
- Стараться размещать тексты на страницах как можно выше, сделать их расположение более удобным для пользователя.
- Уменьшить количество точных вхождений ключевого слова, использовать синонимы.
- Исправить все виды языковых ошибок.
- Сделать текст полезным для посетителей сайта, выделиться на фоне конкурентов.
Обратите внимание на позиции зафильтрованных страниц в Google и долю трафика, которую дает эта поисковая система. Если она существенна, необходимо действовать с осторожностью, применяйте тег noindex, скрывая части контента от Яндекса.
Даже если ваш сайт никак не пострадал от фильтра, это не даёт гарантии, что в будущем такого не произойдёт. Огромное количество сайтов в Рунете наполнено низкокачественными текстами. Многие такие ресурсы пока не пострадали от фильтра. Но мы рекомендуем смотреть в будущее и критически отнестись к своим текстам уже сейчас, т. к. критерии фильтрации «Баден-Бадена» сейчас мягкие и они будут ужесточаться со временем.