ЧПУ (человекопонятный урл, от англ. friendly url) — уникальный адрес веб-страницы в глобальной сети, кратко отображающий ее содержание, понятный и удобный для восприятия пользователя.
Большинство систем управления сайтом при создании страниц присваивают им адреса, состоящие из хаотического, нелогичного (с точки зрения человека) набора букв и цифр, например:
http://site/catalogue.php?sect=9&kind=34&manuf=samsung
Естественно, такой код понятен только разработчикам программного обеспечения, в то время как для рядового пользователя эта совокупность символов не несет никакой смысловой нагрузки.
Концепция ЧПУ предусматривает создание кратких, лаконичных, доступных для понимания посетителей веб-адресов. К примеру, тот же адрес, но уже человекопонятный, будет выглядеть следующим образом:
http://site/catalogue/phones/touch/samsung/
ЧПУ являются одним из инструментов SEO-оптимизации и положительно влияют на ранжирование страниц в поисковой выдаче. Это обусловлено тем, что, как правило, ЧПУ содержат ключевые слова запроса, к чему положительно относятся поисковики. Например, введя в Google запрос «обучающий логотип для сайта», одним из первых результатов который вы увидите, будет ссылка на страницу с человекопонятным урлом-ключевиком.
Грамотно организованная структура веб-адресов с ЧПУ значительно помогает людям находить интересующие их страницы, и чаще всего именно на информацию с таких сайтов пользователи оставляют ссылки. В то время как длинные URL’ы с малосимпатичным содержанием отпугивают посетителей.
Стоит отметить, что делать ссылки человекопонятными следует в первые дни создания сайта. Последующее изменение внешнего вида ссылок чревато вылетом страниц из поиска на определенный период времени — ведь поисковым машинам нужно будет заново проиндексировать измененные ссылки, старые удалить, а новые записать.
Большинство систем управления сайтами позволяют настраивать ЧПУ автоматически — после нескольких манипуляций в админке ЧПУ страниц начинают формироваться из заголовков размещенных на этих страницах статей.
Для русскоязычных сайтов есть один нюанс: заголовки, написанные на русском языке, и в ЧПУ будут на русском, к примеру:
http://site/самая-лучшая-статья.htm
В свою очередь, поисковые машины пока не очень дружелюбно относятся к кириллическим урлам. К тому же, если вам понадобится скопировать такую ссылку, а потом вставить ее в какой-либо документ, то при копировании из большинства браузеров получится вроде этого:
http://site/D2%34%670%J5%PP%0GCE%R0%F9%D2%34%670%J5%PP%0GCE%R0%F9%D2%34%670%J5%PP%0GCE%R0%F9%
Во избежание — следует провести транслитерацию русских букв в латинские. Делать это можно как вручную, самостоятельно набирая адреса страниц, так и используя нужные плагины. Например, для WordPress это RusToLat, для Joomla — yvTransliterate и т.д.
Преимущества ЧПУ:
Бесплатная профессиональная настройка вашей рекламной кампании. Идеально для предпринимателей.