PromoPult Выпуск №31
Google PageRank – вчера и сегодня
 
 
 
Здравствуйте!

Учебный Центр PromoPult предлагает вашему вниманию новые курсы: базовый по контекстной рекламе и продвинутый по контекстной рекламе. Преподаватели базового курса – Марина Хаустова и Анна Зимина, продвинутого – Анар Бабаев.

Теперь можно выбрать подходящий семинар в зависимости от имеющегося уровня подготовки. Если вы ранее не работали с системами контекстной рекламы – записывайтесь на базовый курс. Если уже имеете некоторый опыт и хотите усовершенствовать свои навыки, добиться максимальной результативности кампаний – добро пожаловать на продвинутый.

Регистрация уже открыта! Ждем вас в гостеприимных аудиториях института «МИРБИС»!

Также мы рады сообщить, что теперь на семинарах Учебного Центра будет доступен выход в интернет через Wi-Fi.

С уважением, Юлия Рубцова, генеральный директор Обучающего Центра PromoPult.

 
 
Новости PromoPult

 
 
C 26 января 2011 года Вы можете моментально оплатить услуги PromoPult с помощью QIWI Кошелька через web- и мобильный сайты, приложения для мобильных устройств, социальных сетей, SMS-команды и терминалы QIWI.

QIWI Кошелек легко пополнить в терминалах QIWI и партнеров, салонах сотовой связи, супермаркетах, банкоматах, через интернет- или мобильный банк.

Совершать платежи Вы можете не только со счета QIWI Кошелька, но и банковской картой, с лицевого счета мобильного телефона Билайн, МегаФон, МТС, наличными.

Если у Вас еще нет QIWI Кошелька, Вы можете бесплатно зарегистрировать его на сайте или в любом из приложений за несколько минут.

Остались вопросы? Задайте их в официальном блоге компании.

Комиссия за пополнение счета в Системе PromoPult составляет 5%.

 
 
SEO-практикум

 
 
PageRank – вчера и сегодня

Совсем недавно, в двадцатых числах января, прошло, возможно, последнее публичное обновление показателя PR (PageRank). Google построил всю свою поисковую империю на этом – теперь уже классическом – алгоритме. В стэнфордских работах основателей компании, Брина и Пейджа, впервые появляется идея применить ссылочное ранжирование для решения задачи определения релевантности документа запросу.

Но в последние годы Google ушел далеко вперед от изначального содержания статьи «PageRank: ранжирование по признаку цитирования – упорядочивание интернета». То же произошло и с ИЦ (индексом цитирования) – примерно аналогичным PR алгоритмом «Яндекса». И хотя термины PR и тИЦ все еще применяются, а числовые значения показателей еще отдаются поисковыми системами, они потеряли определяющее значение. Теперь поисковые системы ранжируют документы по гораздо более сложным формулам, учитывающим тысячи факторов – см. нашу статью о применении в поиске систем машинного обучения («Матрикснет»).

Оптимизатор должен четко представлять, чем были PR и ИЦ (о нем мы поговорим в одном из следующих выпусков) в прошлом, и – что важнее – какую роль они играют сейчас.

История PageRank – вчера…


Стэнфордский университет, 1996 год. Аспиранты Сергей Брин (24 года) и Лоуренс Пейдж (25 лет) работают над проектом BackRub. Вариантов перевода этого слова масса – от «массаж спины» до «обратное напоминание». Система с самого начала была поисковиком, построенным на принципе ссылочного ранжирования, и с самого начала была воплощена «в железе». Сервер стоял в университетской общаге – прямо в комнате Пейджа. К 1998 году BackRub стал прилично выделяться по качеству поиска на фоне аналогичных – даже коммерческих систем, – которые в то время просто искали совпадения с запросом в контенте, но не умели определять наиболее релевантный документ. В том же году была опубликована вторая научная статья на эту тему, в которой авторы рассмотрели архитектуру поисковой системы, к тому времени получившей название Google (не будем углубляться в увлекательные подробности этой истории – они относятся к сфере бизнеса, а не интернет-математики).

Мы предполагаем, что страница А имеет ссылающиеся на нее (то есть цитирующие) страницы T1…Tn. Параметр d – коэффициент затухания, который может принимать значения от 0 до 1. Обычно мы берем его равным 0,85. Более детальное рассмотрение коэффициента d приводится далее в статье. Также С(А) определяется как число исходящих ссылок страницы А. PageRank страницы А рассчитывается так:

PR(A) = (1-d) + d (PR(T1)/C(T1) + ... + PR(Tn)/C(Tn))


«Анатомия крупномасштабной гипертекстовой сетевой поисковой системы», 1998, кафедра «Вычислительная техника», Стэнфордский университет, Стэнфорд, Калифорния.

Векторные операции с матрицей значений позволяют быстро (с точки зрения машинного времени) получать нужные числовые показатели и столь же быстро пересчитывать матрицу целиком после каждого добавления в индекс новой страницы – причем проблема страниц, не имеющих исходящих ссылок, которые могли бы препятствовать обсчету, может легко решаться с помощью одного из специальных методов. Кстати, метод, основанный на эволюции графа, позволяет достаточно точно вычислять PageRank без пересчета всех взаимосвязей между всеми страницами.

Как видите, изначально идея была элементарной. Интересно, что она до сих пор неплохо бы работала, если бы ни один вебмастер не пытался бы манипулировать результатами поисковой выдачи. Поскольку Google с самого начала сделал ставку на отсутствие человеческого фактора в формировании естественной выдачи («никто не может купить более высокий показатель PageRank»), поисковику пришлось создать математические методы, усложнившие PageRank и другие факторы ранжирования, которые, в свою очередь сформировали современное SEO («белое и пушистое»).

Кстати, в той же статье был заложен магистральный вектор, позволивший PageRank (точнее, механизму ранжирования в целом) эволюционировать, сохраняя название, но меняя содержание: PageRank трактовался как вероятность нахождения пользователя-серфера на данной странице при свободном перемещении по ссылкам.

Условный («тулбарный») PR измеряется целыми числами от 0 до 10, причем это «точки» на нелинейной шкале: настоящее значение PageRank изменяется от, например, 0 до 1 гораздо меньше, чем от 3 до 4. Если получить PR 7 можно, хоть и сложно, то более высокие значения практически для обычного сайта практически недостижимы.

Очевидно, что «PR былых времен» тоже достаточно просто поддавался воздействию ушлых вебмастеров.

… и сегодня


Наиболее интересную и полную статью о современном (на 2009 год) состоянии PageRank написал сотрудник поисковика Nigma, довольно надежно скрывшийся под ником Ornitos. Хотя Google теперь уже не особенно охотно раскрывает секреты своей «внутренней кухни», кое-какие подробности просачиваются.

Однако самое важное, что необходимо для понимания нынешнего принципа ранжирования, это ОГРАНИЧЕНИЕ влияния PageRank на позиции сайта в поисковой выдаче. Если в начале эпохи Google этот показатель позволил радикально улучшить качество результатов поиска, то в дальнейшем (как и любой «простой» фактор, поддающийся манипуляциям) стал в гораздо меньшей степени влиять на формирование рейтинга релевантности. Работа на увеличением PR не даст результата, если не уделить внимание остальным принципам оптимизации и критериями качества продвигаемых страниц.

Как нарастить PR?


  1. PageRank рассчитывается для каждой отдельной страницы, поэтому даже внутренние ссылки передают «вес». С помощью внутренней перелинковки можно «перенаправить» PR на самые важные страницы.
  2. Чем более естественны входящая ссылочная масса и динамика ее наращивания, тем больше вероятность, что PR будет рассчитываться по классическому алгоритму (без применения фильтров и прочих схем борьбы с накрутками). Приобретая качественные ссылки со страниц с PR >0, можно наращивать их количество и добиваться прироста показателей собственной страницы.
Но вспомните первую фразу статьи: далеко не факт, что Google в будущем будет обновлять «публичный» показатель тулбарного PR – что вовсе не значит, что PageRank потеряет значение в качестве фактора ранжирования. Сегодня, в 2011 году, мы рекомендуем не гнаться за показателями продвигаемых страниц – лучше сосредоточьтесь на реальных позициях в выдаче.

 
 
PromoPult.TV

 
 
Пока PromoPult.TV трансформируется в новый телеканал (до официальной презентации осталось совсем немного!), предлагаем пройтись по нашим архивам и посмотреть одну из сотен уже отснятых передач. Например, если вас интересует тема стартапов и создания собственного проекта в сети, вы обязательно найдете для себя что-то интересное в цикле передач, посвященном инвестированию: Все о стартапах и бизнес-ангелах.


 
 
Новости рынка поискового продвижения

 
 
Новый робот «Яндекса» для поиска по сайту

Команда «Яндекс.Поиска» сообщила, что для внутреннего поиска по сайту созрело логичное решение – собственный робот-паук. Это в значительной степени приблизило его возможности к «Яндекс.Серверу», что снимает для многих необходимость устанавливать последний на свой сайт. Теперь простой в настройке и подключении внутренний поиск сможет обеспечивать достаточную даже для очень часто обновляющихся сайтов скорость индексации.

Комментарий PromoPult

Это чисто техническая новость, не требующая пространных теоретических комментариев. Если вы используете внутренний поиск от Яндекса на своем сайте, обратите внимание на обновленный раздел помощи по этому вопросу: http://help.yandex.ru/site/?id=1111541.
 
 
 
Ответы на вопросы

 
 
Вопрос: Как мне нарастить PR с помощью PromoPult?

Ответ: Закупать ссылки с нужными параметрами PR можно с помощью ручных фильтров.


Вопрос: PR моего сайта уже давно не обновлялся, в чем дело?


Ответ: Google более 9 месяцев не обновлял «тулбарный» (тот, который показывается) PageRank. Это вполне нормальная ситуация – на самом деле реальный показатель PR пересчитывается сейчас быстрее, чем когда бы то ни было. Мы рекомендуем следить не за формальными параметрами сайта, которые играют роль только в том случае, если вы продаете ссылки, а за его позициями в поисковой выдаче.
 
     
 
PromoPult.ru: автоматизированное продвижение сайтов seo@promopult.ru