Выпуск №22: Поведенческие факторы ранжирования Яндекса
Уважаемые читатели!
18 и 19 ноября в Обучающем Центре прошли первые курсы: базовый и расширенный. Более 400 человек совершенно бесплатно смогли получить знания от признанных SEO-специалистов: Александра Митника и Леонида Лукина. Подробный отчет можно найти в нашем блоге, резюмировать же его хочется так: регистрируйтесь и приходите! Нам очень приятно, что традиции массового SEO-образования, заложенные еще холдингом UnMedia с начала 2006 года, удается продолжать.
Свидетельства этому – и книги Николая Евдокимова, и эта рассылка, и PromoPult.TV, и Обучающий Центр!
Кстати, если говорить об обучении и образовании, то 17 и 19 ноября Николай Евдокимов, Алексей Штарев и Марина Хаустова посетили белорусскую конференцию «Революция: Продвижение сайтов в белорусском интернете». Вот, что руководитель PromoPult думает об этом замечательном событии (запомнившимся – помимо хорошей, интересной программы – необычной PR-акцией с привлечением отряда веселых оборотней в погонах): www.optimization.by/376/.
С уважением, Павел Юшкевич, PromoPult.ru
Новости PromoPult
Семейный поиск Яндекса в ручных фильтрах Системы
В ручных режимах запущен новый параметр фильтров – проверка на наличие сайта в индексе Семейного поиска Яндекса. Этот сервис исключает интернет-ресурсы «для взрослых» и содержит только «надёжные» сайты – без порно, мата и других сомнительных страниц.
Практика показывает, что они наиболее эффективны для вывода в ТОП и удержания позиций в выдаче главного поисковика рунета.
Сайты, которые включены в Семейный поиск Яндекса, являются наиболее стабильными, реже других пропадают из индекса поисковых машин, имеют высокий уровень доверия Яндекса.
Параметр появился в интерфейсе создания ручного фильтра только сейчас, однако давно используется в настройках PromoPult+, где показал свою высокую эффективность.
Продвижение доменов зоны .рф
Система PromoPult готова к продвижению сайтов в зоне .рф. Регистрация доменов была открыта меньше недели назад, однако кириллический сектор интернет-адресов уже востребован – продано около полумиллиона имен. Следовательно, эти сайты нуждаются в поисковом продвижении.
Система PromoPult уже адаптирована под работу с кириллическими доменами. Закупки ссылок для проектов *.рф ведутся на всех ссылочных биржах, подключенных к Системе.
В топ без гирь: аудит сайта от Николая Евдокимова
В нашей сегодняшней рассылке я расскажу о том, как горе-оптимизатор может испортить хороший сайт.
Добрый день!
Скажите, пожалуйста, насколько вообще реально, не имея особых знаний, продвигать сайт с помощью PromoPult?
Потому что у нас такая вот ситуация – нас продвигал сеошник, а потом благополучно кинул! В результате сидим у разбитого корыта практически!
Не могли бы Вы посмотреть наш сайт – www.pitagross.cz – и дать рекомендации, как нам жить дальше? :)
Поисковая система – не человек, но должна выдавать пользователям результаты, очень похожие на те, которые бы выбрал именно человек, а не машина. Поэтому одним из приоритетных направлений развития ранжирования является «мимикрия» под человека, встраивание в формулу ранжирования «человеческого поведения». Для этого Яндекс использует две технологии: обучение MatrixNet с помощью ручного труда асессоров, оценивающих страницы по комплексу параметров и общему впечатлению, а также поведенческие факторы – отслеживание действий реальных пользователей. О машинном обучении и MatrixNet в целом мы поговорим в одном из ближайших выпусков рассылки, а сегодня сосредоточимся на том, как Яндекс отслеживает и интерпретирует поведение пользователей. Сразу стоит отметить, что оценки асессоров являются более важным фактором ранжирования и могут «забороть» поведенческие факторы. Например, если у сниппета сайта высокая кликабельность, но асессоры ставят ресурсу низкую оценку – например, из-за «заманухи» и несоответствия на деле сути запроса, – то лидерства в выдаче уже не добиться.
Большой Брат наблюдает: источники данных
Откуда у Яндекса информация о поведении пользователей? Существует (несмотря на постоянные отрицания и уклончивые ответы представителей и сотрудников поисковика) три источника:
Сбор данных с поисковой выдачи – отсюда можно получить данные по кликабельности сниппета. Очевидно, что если пользователи больше кликают по сайту, находящемуся на третьем или четвертом месте, чем по первым результатам по какому-либо запросу, то он лучше отвечает на запрос (более релевантен) и потому заслуживает перемещения выше на SERP. Также Яндекс собирает возвраты данные по возвратам к выдаче с помощью кнопки «Назад» в браузере – чем больше возвратов с сайта, тем он менее релевантен, а более соответствующим запросу будут сайты, которые завершают поиск.
Яндекс.Метрика – собственный счетчик Яндекса достаточно популярен в силу удобства, полноты предоставляемой статистики и ее хорошей визуализации, а также мощного продвижения самим Яндексом. Наивно было бы думать, что Яндекс не использует данные Метрики для присваивания сайту, где установлен счетчик, определенных параметров, влияющих на ранжирование.
Яндекс.Бар – надстройка для браузеров, которая предлагает быстрый доступ к сервисам поисковой системы и отображает полезные данные (погоду, пробки, курсы валют и так далее). Навязывается Яндексом в собственных сборках браузеров, мессенджерах и так далее, а также активно рекламируется на самом поисковике. В последних версиях появилось отслеживание местоположение пользователя по IP и Wi-Fi и, соответственно, показ поисковых результатов и прочих сервисов с максимально точным геотаргетингом. Что касается отслеживания поведения, то существуют вполне убедительные доказательства «шпионской» активности Бара. Он отслеживает и «отсылает в центр» примерно те же параметры, что и Яндекс.Метрика.
Вполне очевидно, что с такими мощными средствами сбора статистики о поведении Яндекс достаточно легко может присвоить каждому мало-мальски посещаемому сайту (и даже каждой странице) коэффициенты и параметры, которые затем используются в формуле ранжирования.
Кластер страниц по дополняющим запросам
Наличие на сайте комплекса страниц, оптимизированных по дополняющему списку запросов, а также «ссылочных маршрутов» для переходов посетителей со страницы на страницу, является косвенным фактором, как бы «предваряющим» соответствующий поведенческий. Если кластер страниц под дополняющие запросы из «Статистики слов» есть, Яндекс будет считать, что сайт готов обеспечить высокие значения поведенческих метрик (продолжительность пребывания на сайте, количество просмотров страниц и т.п.) Важно понимать, что кластер запросов нужно брать именно из «Статистики слов», из колонки «Что еще искали люди». Слова в ней сортируются не по частотности, а по тому, насколько часто они являются переформулировками первоначального запроса после возвращения от посещенного сайта обратно на страницу поиска.
Основные поведенческие факторы
Показатель отказов (bounce rate) – если пользователь выходит с сайта (возвращается к выдаче или закрывает вкладку браузера или сам браузер) после просмотра одной страницы, такое поведение классифицируется как «отказ». Это негативный поведенческий фактор, который свидетельствует о некачественном и нерелевантном ресурсе. Хотя в некоторых тематиках – и архитекторы веб-поиска Яндекса, вероятно, это понимают – показатель отказа не может являться критерием качества сайта, так как пользователи получают ответ на свой вопрос на первой же странице. Например, это тематика такси, где обычно главная страница сайта встречает посетителя номером телефона и примерными расценками, и ему не нужно переходить на другие страницы, чего он обычно и не делает. Сайт при этом может быть более чем качественным, даже суперпродающим. Кстати, уже в основную формулу поиска «встроена» защита от значительного изменения позиций на основе какого-либо одного фактора: поисковик принимает во внимание не просто сумму факторов с весовыми коэффициентами важности, а некую «общую картину» (так называемый «моном»), в которой целое может отличаться от арифметической суммы слагаемых.
Время, проведенное на сайте – одна из самых важных метрик. На плохом сайте человек не будет задерживаться, на хорошем – проведет достаточно много времени.
Количество просмотренных страниц (глубина просмотра) – примерно аналогичный предыдущему критерий качества сайта.
Первый и последний клики по выдаче – поисковая система считает более релевантными сайты, на которые были переходы из выдачи в первый и последний раз (если пользователь открыл сразу несколько сайтов из выдачи).
Помимо основных поведенческих факторов есть и миноритарные, среди которых даже такие, как присутствие ссылок на сайт в неспамовых (!) письмах, отправленных или принятых через Яндекс.Почту. Однако это пока сугубо естественные факторы, пытаться влиять на которые преждевременно и бессмысленно. Гораздо лучше уделить время работе с уже работающими в полную силу поведенческими факторами, перечисленными выше.
Что делать?
Если перечисленные показатели для продвигаемого сайта не слишком хороши, уберите Яндекс.Метрику. Не стоит явно сообщать Яндексу, что дела пока идут не так, как хотелось бы. Получать всю необходимую информацию можно и с помощью Liveinternet, а Метрику вернуть после того, как показатели выйдут на хорошие значения (bounce rate ниже 40%, более 2,5 просмотров за среднюю сессию).
Бейтесь за информативный и привлекательный сниппет. Если поисковик составил его на основе не самого удачного куска текста страницы, перепишите его, чтобы вынудить систему при переиндексации заменить сниппет. Пользуйтесь всеми инструментами управления внешним видом поисковых результатов – подробную информацию об этом можно получить в докладе Александра Шубина (Яндекс), сделанном на конференции NetPromoter-2010. Его можно посмотреть на PromoPult.TV.
Создайте кластер дополняющих страниц (см. выше).
Меняйте landing page (входную страницу) каждого продвигаемого запроса так, чтобы она действительно отвечала на запрос пользователя, была 100% релевантной.
Доведите до ума дизайн, юзабилити и контент сайта – так и только так можно замотивировать людей проводить просматривать более одной страницы и проводить на сайте достаточное количество времени.
Выводы
Поисковые системы постоянно стараются сделать выдачу более «человечной», и единственный способ, который работает для этого на 100%, – использование данных о поведении реальных людей. Эти данные у Яндекса есть, объем и инструментарии анализа наращиваются. Очевидно, что в дальнейшем роль поведенческих факторов будет только расти. Позаботьтесь о качестве своего сайта, и все будет в порядке.
Новости рынка поискового продвижения
Динамический поиск и предпросмотр страниц в выдаче Google
Идеология AJAX творит революции, позволяя веб-разработчикам создавать такой уровень интерактивности страниц, который раньше даже нельзя было себе представить. Отличный пример – нашумевшая функция динамического поиска (фирменное название – «Живой поиск Google»), которая в настоящее время работает не у всех и не всегда. Во-первых, нужен современный браузер: Firefox 3 (и более поздних версий), Safari 5 для Mac (и более поздних версий), Internet Explorer 8 и Google Chrome 5 (и более поздних версий). Во-вторых, увидеть «Живой поиск» через прокси вряд ли получится. В-третьих, сервис иногда отказывается работать без очистки кэша браузера и cookies. В общем, пока живой поиск остается на стадии тестирования, но в ближайшем будущем, судя по всему, будет включен для подавляющего большинства юзеров. Предпросмотр страниц же работает более стабильно, хотя требует достаточно высокой скорости доступа к интернету.
Комментарий PromoPult
Решившись перекроить выдачу и изменить саму суть «опыта использования» поисковой системы, Google рискует, но этот риск, судя по нашему тестированию, более чем оправдан. Динамическая выдача, которая меняется вслед за каждой буквой, что пользователь вводит в строку поиска, производит впечатление прорыва. Без кардинального улучшения релевантности Google снова показал, насколько он силен с технической точки зрения. Живой поиск и предпросмотр – интуитивно понятные и желанные вещи, привыкание к которым может вызвать трудности только у самых упертых консерваторов. Итак, с точки зрения пользователей все прекрасно, но какие изменения это может повлечь для интернет-маркетинга и SEO в частности? Если исключить умозрительные пока еще рассуждения о трансформации поисковых запросов и перераспределении их частотности, а также беспокойстве по поводу перекрывания стандартного размещения контекстной рекламы скриншотами предпросмотра, остановиться стоит на важном моменте кликабельности сниппетов. Благодаря предпросмотру пользователи еще до (и часто – вместо) перехода на сайт будут видеть, куда им предлагается попасть. Малоинформативный и короткий сниппет дополняется визуальным впечатлением ДО визита. И даже небольшой скриншот позволяет легко отличить более качественный ресурс от менее качественного. Перераспределение трафика в пользу первых – это положительная тенденция. Визуальные сниппеты заставят включить в понятие внутренней оптимизации не только контент, но и дизайн, что должно привести к росту качества сайтов. С чисто технической же точки зрения формирование выдачи идет по прежнему алгоритму ранжирования, и PromoPult отлично справляется с задачей продвижения сайтов в ТОПы Google (в том числе и национальные).
Ответы на вопросы
Вопрос: Как производить покупку ссылок в ручном режиме?
Ответ:
Сначала необходимо создать собственные фильтры, затем проставить долю бюджета на закупку напротив каждого используемого фильтра. После этого можно применить ручной режим к выбранным словам. Более подробно о принципах продвижения в ручном режиме и каскадах фильтров читайте в наших прошлых рассылках – №7 и №10.
Вопрос: Что такое «простановка ссылок независимо от позиций»?
Ответ:
Эту опцию можно включить для любого слова проекта на вкладке «Слова». После применения этой функции к какому-либо ключевому слову, ссылки для него будут закупаться до достижения границы выставленного бюджета, независимо от целевого ТОПа и позиций вашего сайта. По умолчанию эта функция отключена, чтобы Система прекращала наращивание объема ссылок и уменьшала расходы, если целевой ТОП уже достигнут.
Вопрос: Что такое «ссылочный взрыв»?
Ответ:
Чрезмерно быстрое увеличение ссылочной массы. Судя по последним исследованиям, все купленные ссылки, которые Яндекс сочтет входящими в неестественный ссылочный взрыв, попадут под фильтр и передавать вес не будут. Отмечено также, что чем больше ссылочная масса, тем большая скорость прироста считается поисковиком нормальной. Пользователи PromoPult могут не беспокоиться по поводу динамики наращивания ссылочной массы – режимы закупки Системы регулярно подстраиваются под все изменения в алгоритмах поисковиков. Скорость наращивания ссылочной массы с помощью PromoPult всегда будет оптимальной и не приводящей к санкциям.