PromoPult Выпуск №15: Чистка семантического ядра  
 
 
Уважаемые подписчики!

Все люди разные: кому-то удобнее получать на e-mail рассылку, а кому-то — добавить RSS-фид блога в любимый ридер. Поэтому мы хотим официально представить блог PromoPult и пригласить вас подписаться на его трансляцию. Обратите внимание, что контент рассылки и блога не будет дублироваться: здесь вы прочтете подробные, аналитические материалы, а в блоге формат более «легкоусвояемый» и развлекательный. В блоге же стартуют конкурсы и розыгрыши призов (например, недавно многие читатели блога PromoPult смогли бесплатно побывать на конференции NetPromoter-2010).

Читайте наш блог, продвигайте сайты в PromoPult и будьте всегда в десятке!

С уважением, Николай Коноплянников, руководитель службы техподдержки PromoPult.

 
 
SEO-практикум

 
 
«Мертвые» запросы и борьба с ними

Представители Яндекса всегда называют свою поисковую систему «зеркалом Рунета». Оно отражает, в том числе, и интересы пользователей, которые представлены статистикой поисковых запросов. По тому же принципу, кстати, работают и все остальные поисковики. Однако с появлением первых оптимизаторов и заказчиков поискового продвижения на эту статистику стал влиять не только естественный фон интересов. К сожалению, теперь в формировании статистики частотности запросов неизбежно принимают участие:
  • оптимизаторы — когда проверяют позиции «подшефных» сайтов, изучают конъюнктуру рынка, ставят эксперименты и так далее;

  • клиенты оптимизаторов — когда наблюдают (иногда по несколько раз в день) за положением своих сайтов в выдаче;

  • программы-«роботы» различных сервисов SEO-направленности, собирающие данные (проводящие парсинг);

  • специалисты по контекстной рекламе и ее заказчики.
Хотя во многих тематиках искажающее подлинную картину давление не столь заметно, кое-где подобная активность приводит к не очень хорошим последствиям. Проще говоря, становится сложно понять, какой процент от общей частотности того или иного запроса «набрали» реальные люди (пользователи поисковых систем, они же — потенциальные покупатели), а какой — специалисты по интернет-маркетингу, их программные инструменты и клиенты.

Интересно, что часто «искусственная», «пустая» частотность нарастает по принципу снежного кома: какой-то никому не нужный запрос, про который вообще сложно сказать, что его способен задать поисковику живой человек, благодаря деятельности SEOшников быстро набирает частотность. Сначала кто-то необдуманно включает его в список для продвижения, а потом он уже становится средне- или высокочастотным (так как попал в сферу интересов специалистов). И уже никому не приходит в голову, что запрос вряд ли может задать живой человек, и вся объективная частотность, по сути, «накручена». Этот ключевик снова и снова включают в списки для продвижения сайтов данной тематики, и он получает всю большую популярность. В качестве примера можно привести запрос «скачать бесплатные смс» — 306 показов в месяц даже при указании в кавычках, а вместе со словоформами это бессмысленное словосочетание, составленное из популярных ключевых слов, набирает более 1 миллиона показов. Кстати, еще более нездоровая ситуация возникает вокруг низкочастотных запросов, продвижение по которым становится все более популярно. Среди них как раз очень много «накрученных» во время подбора семантического ядра и так далее. Конечно, продвигаться по ним стоит, но после того, как сайт постоит какое-то время в ТОП10 (лучше, конечно, в ТОП3) по этим словам, следует проверить посещаемость с помощью установленной на вашем сайте системы сбора статистики.

Однако не все так страшно, как могло показаться. Весной 2009 года Яндекс стал внедрять в систему сбора статистики частотности фильтры, которые исключают из подсчета явно «автоматические» запросы. Конечно, это только уменьшает искажение, а не устраняет его, однако это правильный шаг.

Итак, следует осознавать два факта:
  1. В общей частотности коммерчески значимых запросов некоторую долю генерируют не представители ЦА.

  2. Существуют запросы, которые — при достаточной частотности и соответствии тематике — практически полностью «пусты», то есть накручены искусственно.
Соответственно, есть два следствия:
  1. Без использования специального инструментария спрогнозировать посещаемость только по частотности (например, по данным wordstat.yandex.ru) можно лишь приблизительно. Наилучший прогноз дает умножение частотности на реальный CTR (показатель кликабельности) данного словосочетания, снятый со счетчиков достаточной выборки сайтов. Однако у SEO практически всегда есть определенный «запас выгодности»: даже если фактическая посещаемость окажется ниже прогнозируемой, общая цена продвижения и цена в перерасчете на одного посетителя все равно будут небольшими.

  2. Следует очень тщательно, «подключая голову», анализировать семантическое ядро на предмет присутствия в нем бесполезных запросов. Впрочем, можно и избежать затруднений: при подборе запросов с помощью модуля «Слова» PromoPult можно не беспокоиться, что в список попадут «пустышки». Система показывает прогноз посещаемости, основанный на сборе и анализе статистики счетчиков, установленных на реальных сайтах. Благодаря этому можно заметить, что прогноз посещаемости по какому-либо высокочастотному слову может быть низким — значит, запрос имеет высокую долю «накрученности». Посмотрев на близкий к фактическому прогноз посещаемости и цену посетителя, можно легко принять решение: стоит продвигаться по конкретному ключевому слову или не стоит.
Ручная проверка запросов на «пустышечность»

Людям, продвигающим собственные сайты, часто хочется убедиться, что автоматическая система отсева некачественных ключевых слов ничего не упустила. Это вполне понятное желание, которое, к тому же, выполнимо. Существуют методы, которые позволяют с практически стопроцентной вероятностью выявить ключевики, от которых нет никакой пользы. Если уточнить понятие «пользы», то в данном случае мы обсудим только посещаемость, а не качество аудитории. Последнему будет посвящен отдельный выпуск нашей рассылки. Сейчас же нас, повторимся, будет интересовать только одно свойство ключевых словосочетаний: будут ли посетители у сайта, попавшего по ним в ТОП10.
  1. Проверка постфактум с помощью установленной на сайте системы статистики. Самый надежный и абсолютно прозрачный способ узнать, заходят ли люди на ваш сайт из выдачи поисковых систем по определенным ключевым словам. Лучший выбор — LiveInternet, Яндекс.Метрика, Google Analytics. Просматривая отчеты, можно определить и количество посетителей, и качество этой аудитории. Сопоставив эти цифры с частотностью ключевого слова и позициями в ТОП10, которые сайт занимал в рассматриваемый период, можно легко обнаружить неэффективные ключевики.

  2. Предварительная проверка слов с помощью сервиса контекстной рекламы Яндекс.Директ.

  3. Сервис «Прогноз бюджета» позволяет спрогнозировать CTR слова. Если он больше 2-4% в спецразмещении, то слово — не пустышка, а если меньше — вероятно, лучше от него отказаться.
  4. Оценка с помощью PromoPult. Предварительный прогноз посещаемости и стоимости посетителя на этапе подбора семантического ядра позволяет пользователям PromoPult, как уже говорилось выше, не беспокоиться о присутствии бесполезных слов. Конечно, разные слова имеют разную эффективность, но если внимательно смотреть, какую цифру прогноза посещаемости показывает Система напротив каждого из добавляемых слов, то отсеять «пустышки» не составит труда.
Выводы

SEO — это эффективная и недорогая реклама. PromoPult, который позволяет каждому продвигать свои сайты без оплаты услуг частных специалистов и SEO-компаний, выводит выгодность продвижения (по показателю ROI) на качественно новый уровень. Наценка от 10 до 20% (при использовании PromoPult+) на себестоимость продвижения — ничто по сравнению с наценкой «частников» и, в особенности, компаний. Она достигает в некоторых случаях 300%.

Минимизация бюджета в сочетании с подбором самого эффективного списка запросов для продвижения — это ключ к успеху. Только великие рекламные кампании, вошедшие в историю, позволяли добиваться такого же эффекта, как создание хорошего сайта в сочетании с недорогим поисковым продвижением с помощью PromoPult. Разумеется, речь не о масштабе (хотя у SEO может быть весьма и весьма большой охват), а о «удельной эффективности»: отношению затрат к полученной прибыли.
 
 
 
Новости рынка поискового продвижения

 
 
Фундаментальный труд о теории информационного поиска вышел на русском языке

В издательстве «Вильямс» (там же, где недавно вышел совместный труд основателя PromoPult Николая Евдокимова и главного редактора PromoPult.TV Игоря Лебединского «Раскрутка веб-сайта: практическое руководство по SEO 3.0») выпустили необходимую для каждого серьезного специалиста по продвижению книгу: «Введение в информационный поиск». Авторы — маститые ученые: профессор Стэнфордского университета (кстати, весьма известного традицией исследований теории поиска) Кристофер Маннинг, Прабхакар Рагхаван, профессор-консультат того же Стэнфорда и директор департамента исследований Yahoo!, а также Хайнрих Шютце — завкаф теоретической вычислительной лингвистики штутгартского Института обработки текстов на естественных языках.

Это первый учебник, рассматривающий математическую теорию веб-поиска. Издание осуществлено при поддержке Яндекса.

Комментарий PromoPult

Появление таких учебников еще сильнее разделяет оптимизаторов на два лагеря (или даже на две касты): «исследователей» и «менеджеров проектов». Первые пробивают дорогу — создают новые методы, технологии, способы продвижения, ставят эксперименты и так далее. Вторые — перенимают методики без глубинного понимания и пользуются ими для вывода сайтов клиентов. Очевидно, что у «исследователей» будут лучшие клиенты и лучшие позиции в ТОП10, однако и «менеджеры проектов» могут успешно существовать на рынке — особенно при условии, когда лучшие «исследователи» работают над совершенствованием систем автоматизированного продвижения сайтов. Итак, если вы считаете себя «исследователем» — покупайте учебник «Введение в информационный поиск». Если же не хотите или не имеете возможности посвящать жизнь прикладной, но все же серьезной научной работе, пользуйтесь PromoPult: наши специалисты уже прочли этот труд и применяют новые знания для развития Системы.
 
 
 
Ответы на вопросы

 
 
Вопрос: Если достигнут установленный ТОП только в Яндексе, а в других поисковиках еще нет, то PromoPult все равно остановит закупку ссылок или же будет продолжать, пока не будет достигнут заданный ТОП во всех поисковиках?

Ответ: Если будет достигнут ТОП Яндекса, то Система приостановит закупку новых ссылок. Однако Вы можете выбрать простановку ссылок независимо от позиций. В таком случае ссылки будут закупаться до установленного бюджета.


Вопрос: Как удалить запущенный проект проект (сайт)?

Ответ: Перед этим Вы должны остановить закупку ссылок и удалить ранее купленные ссылки. Через 1-2 дня работы по проекту полностью остановятся, и Вы сможете воспользоваться ссылкой «удалить» на странице «проекты в Системе». Если не остановить проект, деньги продолжат списываться еще 1-2 дня после удаления. Это связано со спецификой работы ссылочных бирж. Если списания за удаленный проект не прекратились в течение трех дней, следует обратиться в службу техподдержки.
 
     
 
PromoPult.ru: автоматизированное продвижение сайтов seo@promopult.ru